Главная -> Смешное и не очень о работе -> Ироничный взгляд на исчезающее мастерство в искусстве

Ироничный взгляд на исчезающее мастерство в искусстве

Пожалуй, необходимо вспомнить про азбуку для художников в наше непростое время, когда мировые кризисы приходят и уходят, а великие произведения искусства остаются. Такими азами в живописи является технология материалов.

Ничто в этом мире не вечно. Все течет, все изменяется. После распада Советского Союза не стало прежнего тоталитарного государства. Заново рождаются художественные академические школы. Упрощается процесс преподавания главных дисциплин в вузах. Новоиспеченные художники слабо владеют академическим рисунком. Не говоря уже, о живописи и ее кухне.

Высокие технологии не обошли стороной и художников. Да и зачем изнурять себя длительным изучением натуры, в жару и в холод ходить на наброски и этюды. С появлением компьютеров, стали о себе заявлять новые направления в искусстве, которые создаются по другим кибер-законам. Теперь совершенно не нужно писать от руки шрифты. (В этом случае, я двумя руками за прогресс). Это была изнурительная работа, требующая массу времени и определенных навыков. Сейчас, существуют специальные программы, где этих шрифтов великое множество. Чтобы создать подобную графику в “Corel”, обработать художественно фото в ”Photo Shop”, тоже нужны самые быстрые технологии, поражающие нас рекордными скоростями своего развития, но уже компьютерные.

Из опыта моих коллег - художников и моего личного опыта, смело могу заявить, что никакая высоко - художественная фотография и компьютерная графика, распечатанные на самом дорогом широкоформатном принтере, не могут конкурировать с простым этюдом или рисунком, сделанным рукой профессионала. Это все равно, что выключить звуки живой природы (однажды, мне пришлось побывать на одной из таких биенале). Припоминаю, что это была выставка английской компьютерной графики. Работ было много. Все они были какие-то одинаковые. Простите меня, братья, английские дизайнеры. Не запомнилось мне ни одной работы. Не хватило дозы восторга и удивления новизной. Тоска смертная! Железо, оно, без сомнения, умное, но, в отличие от человека, холодное и бесчувственное. Эмоционально реагирует только на перепады напряжения в сети.

Как-то, незаметно, в спальных районах, почти всех стран мира, на фоне городского пейзажа появился такой вид "искусства ", как ”граффити”. (Кстати, в Америке, до недавнего времени, оно было уголовно наказуемым). В настоящее время, Американские власти отменили свой вердикт и мастера аэрозольных баллончиков успешно конкурируют с профессиональными художниками, имеют престижные мастерские, издают красочные авторские альбомы, продают работы на дорогих и престижных аукционах. Осчастливленные коллекционеры готовы, прямо сейчас, покупать недвижимость, в комплекте с куском, разрисованного граффити, бетонного забора. (Коллекционер, он, как, наркоман, если не приобрел приглянувшееся ему произведение искусства в свое частное собрание, то, у бедняги начинается ломка).

Как мы видим, не так уж и много жанрового разнообразия, за какие-нибудь две тысячи лет, прибавилось к имеющимся разделам традиционного искусства, в результате прорыва изо - акселерации, человечество не далеко ушло в инновационном искусстве от двухскатной древнегреческой крыши. И реализм, и супрематизм и абстрактное искусство рождаются от брачного союза руки вдохновленного творческой идеей художника, положившего первый мазок краски на свой холст с девственной кистью. Случается, что этот брак заканчивается разводом, когда художник кисть оставляет.

Что же мы имеем в результате мыслей, высказанных мной вслух? За мыслями вслух скрывается мой сорока пятилетний опыт творческой работы. Это, так скажем, взгляд на тему с ее проблемами изнутри. Если вы опытный, разбирающийся в искусстве человек, вы без чужой подсказки сами увидите на картине грубые технологические нарушения. Как правило, современные художники экономят свое время и деньги. Отсюда, не желание с самого начала грамотно выстроить подход к своей работе. Редко, кто вспоминает о том, что перед тем, как взять в руки кисть и краски, необходимо, вначале, подготовить холст, а после окончания, для лучшей консервации, покрыть работу лаком. Каждый структурный элемент в картине - основа, грунт, рисунок, красочный и защитный слой (о чем, я только что, упомянула выше) играют огромную роль в живописи, не только в технологическом, но и в художественном смысле.

Хочу привести два случая на примере работ моих коллег - живописцев, как не надо писать свои картины. По известным причинам, не буду упоминать их фамилий. Каждый художник считает себя непревзойденным гением и не терпит в свой адрес критики. Именно поэтому, обойдемся без фамилий. Думаю, что ни один из них никогда не проявлял интереса к технологии живописи, как таковой, а, тем более, к древним рукописям, по интересующему нас предмету. Про труды алхимиков они даже не слышали.

Оба этих художника, на протяжении всего своего творчества, грубо нарушали и продолжают нарушать технологию, вместе со своим творчеством они прочно засели в эпохе советского реализма и навсегда засохли в бутоне. Но, это еще не самое страшное. Страшнее для них самих, то, что их работы, закупленные музеями, не прослужат долго. Пройдет небольшой промежуток времени, и никто не вспомнит об этих работах. Уже сейчас, на выставках, куски краски отслаивается от их холстов, и падают под ноги зрителям. ”Нау – Хау” не выдержало испытания временем. Первый придумал “Нау” - из смеси 50% масляных красок с 50 % масляной темперы. (В такой пропорции краски сохнут очень быстро, не имея прочного сцепления с грунтом). Второй - взял свое “Хау” – из учебника по альфрейным работам и перед тем, как начать класть краски на холст, закидывает его толстым слоем гипса. Результат тот же, что и в первом случае. Краска, положенная сверху гипса, отлетает вместе с ним от холста.

Сама техника письма заслуживает отдельного описания. Когда гипс высох, автор гениальной технологии начинает не писать красками, а закидывать холст колбасками пигмента, выдавленных не на палитру, а на холст. На холсте этого художника присутствует вся гамма красок, выпускаемых нашей химической промышленностью. В близи - это богатое многообразие очевидно, но если отойти на положенные для обзора 10 шагов, иллюзия цвета пропадает и мы видим однообразный серый колорит. Здесь, уместно вспомнить работы передвижников. Их цветовая палитра не была столь богатой: белила, черные 2—3 цвета, умбра, марсы, стронций и ультрамарин, редко - кадмии. Мышление было неотделимо от материала. Богатство колорита ошеломляет. Когда начинаешь сравнивать то, что было, и что мы имеем в настоящий момент в живописи, невольно, на ум приходит слово - дилетантизм.

В истории человечества так уже происходило неоднократно. Со сменой общественных формаций, коренным образом меняется весь уклад жизни людей, их взгляды на искусство. Меняются стили и предпочтения. Последние лет 10-15 живопись почти совсем ушла со стен, перестала быть покупаемой. Во всем мире сейчас покупают имена, а не произведения искусства.

Итог могут подвести реставраторы. Не доверять их словам мы не можем. У них есть четкая шкала отметок. Ни одно современное произведение искусства, говорят они, не поддается реставрации. (Лично я, игнорирование художниками подготовительных этапов в работе, классифицирую, как производственный брак) Причина проста. Это несоблюдение или полное незнание технологии живописи. А как обстоят дела с реставрацией старых живописных полотен? Спросите вы. Ответ может показаться вам, весьма, неправдоподобным. Старые мастера, не в пример нам, авторам нетленок, свое дело знали, технологий не нарушали. Поэтому, их произведения радуют нас в музеях, где мы трепещем от восторга и поклоняемся красоте каждый день.  

БК