Главная -> Все проекты на одном сайте!!! -> Разное -> Кумовство онлайн

Кумовство онлайн

Молодая компания Job24 пытается обосноваться на кадровом рынке с услугами платного рекомендательного рекрутинга. Рынок пока сопротивляется. Что делать?

Любой консультант российского кадрового агентства прекрасно знает самый эффективный способ закрыть вакансию. Для этого нужно позвонить лояльным кандидатам, которые уже побывали в его руках, и попросить их порекомендовать кого-нибудь стоящего на открывшуюся позицию. Полтора года назад Виктор Петренко, заместитель директора ярославского кадрового агентства «Универсальный сервис», задумался: а почему бы из этой практики не сделать самостоятельный бизнес? Существуют же в мировой паутине многочисленные системы платного привлечения рекомендателей, в том числе американские Yorz.com, H3.com, британские Zubka.com, JobTonic.com, немецкая Jobleads.com.

«Долг платежом красен» — хотя эта поговорка и не является слоганом Job24, она лучше всего, по мнению Виктора Петренко, описывает модель платного рекомендательного рекрутинга. Идея Job24, единственного в Рунете сайта, предлагающего эту услугу, проста. Прямые работодатели и кадровые агентства размещают на сайте информацию о вакантных позициях, а любой посетитель может оставить рекомендацию на человека, который, по его мнению, подходит под какую-либо вакансию. Естественно, доступ к данным этого соискателя появится у работодателей только после того, как тот подтвердит (через электронную почту или ICQ) свой интерес. Если работодателя кандидат устроит, он отплатит рекомендателю за услугу деньгами. Сумма гонорара за успешного кандидата — 20% его месячной ставки — будет зарезервирована в течение трех дней и выплачена в течение десяти с момента его выхода на работу. Сайт же получит свои 10%.

За два месяца работы Job24 подобным образом были закрыты три вакансии, что в общем-то неплохой результат для новичка. Но, как говорит Петренко, уже понятно, что блицкрига не получится. На сайте зарегистрировалось более 300 работодателей и кадровых агентств, но пока они скептически настроены по отношению к этой идее, предпочитая сотрудничать с Job24 просто как с очередным «работным» веб-сайтом. Единственным пока клиентом услуги платного рекомендательного рекрутинга сайта Job24 является компания самого Петренко — кадровое агентство «Универсальный сервис». Кто-то ведь должен быть первым.

Бизнес на протеже

По данным агентства CareerXroads, опросившего в 2006 году 40 американских компаний с общим штатом 1,2 млн человек, 26% вакансий закрываются по рекомендациям. Эта практика является даже официальной корпоративной процедурой. Так, в 90% американских компаний работают «Программы привлечения рекомендателей» (Employee Referral Programs), предусматривающие их материальное поощрение. Внутренняя программа (Internal Referral Hiring Program) предполагает распространение информации о вакансиях внутри компании. Если кто-то из сотрудников советует хорошего кандидата и того берут на работу, рекомендатель получает денежное вознаграждение или поощрение в другой форме, например оплачиваемый отдых. Понимая, что собственные сотрудники не могут конкурировать с социальными сетями независимых рекомендателей, компании обращаются также и к внешним ресурсам — платным системам привлечения рекомендателей в интернете.

Российские рекрутеры и работодатели, как утверждают эксперты, не менее активно, чем западные компании, используют услуги внешних рекомендателей. С одной, правда, разницей: как правило, их труд материально не поощряется. Поэтому резонным кажется вопрос, который Петренко часто слышит от консультантов кадровых агентств и HR-специалистов работодателей: зачем же вводить материальную мотивацию там, где все работает бесплатно?

Подтвердить лояльность к работодателю или знакомому хедхантеру и поднять авторитет среди своих друзей и знакомых — только эти два мотива, по мнению Петренко, могут склонить человека к бесплатному сотрудничеству в качестве рекомендателя. «Но эксплуатировать энтузиазм и просто хорошее отношение человека невозможно вечно»,— уверен он. Уже сейчас, например, консультантам кадровых агентств приходится лезть из кожи вон, чтобы найти бесплатных и надежных рекомендателей. Кроме того, благодаря системе Job24 у кадровых агентств, которые, по идее Петренко, должны являться основными потребителями услуг платного рекомендательного рекрутинга, появится определенная защита от рисков, связанных с уходом консультантов. Ведь рекомендатели, почувствовав материальный интерес к сотрудничеству с кадровыми агентствами, станут рыночным, а стало быть, общедоступным ресурсом.

В том, что рекомендателям будет выгодно такое сотрудничество, Петренко не сомневается: «Многие мои знакомые программисты, работающие в Великобритании, США и Канаде, сотрудничая с кадровыми агентствами, зарабатывают до $10 тыс. в месяц». Это, кстати, сопоставимо с гонорарами консультантов крупных кадровых агентств.  

БК