Главная -> Все проекты на одном сайте!!! -> Разное -> Где это сказано?

Где это сказано?

Должностная инструкция - один из самых загадочных документов в российских компаниях. С одной стороны, ни одна формальная бумага не в состоянии описать все нюансы работы сотрудника. С другой - в отсутствие зафиксированных договоренностей предприятие рискует превратиться в аморфное образование, где никто никому ничего не должен. Истина, как всегда, где-то посередине.

Мария успешно прошла собеседование, и ее пригласили на работу HR-менеджером в строительную компанию. После оформления документов она получила на руки второй экземпляр договора и приложения к нему, где были обозначены ее должностные обязанности и права. На следующее утро, в первый же рабочий день, девушка подошла к директору по персоналу и взволнованно сказала:

- Вы знаете, я вчера прочитала о своих функциях и поэтому сразу хочу предупредить, что многие вещи, которые там обозначены, мне не знакомы - на прошлой работе у меня все-таки были несколько иные задачи. Я, конечно, готова учиться, но сейчас, сразу не смогу справиться с некоторыми обязанностями. Например, в договоре написано, что HR-менеджер должен знать 'современные концепции и методы управления персоналом с использованием автоматизированных подсистем Х' и еще - что в мои должностные обязанности входит организация проведения аттестаций и оценки персонала:

- Да бросьте! Зря мы вам дали эти бумажки, - не дала ей договорить начальница, улыбнувшись. - Господи, какая еще аттестация! У нас и так работы хватит. Не обращайте внимания на то, что там написано. Это чистая формальность. Все скачано из Интернета. Вы будете заниматься тем, о чем мы с вами говорили на собеседовании.
Это было, было:

В прошлой, советской жизни к должностным инструкциям относились очень серьезно. Но это вовсе не означало, что все и всегда неукоснительно следовали им. Скажем, в многочисленных НИИ младшие научные сотрудники запросто могли выполнять функции машинисток или секретарей. А те, кто занимался общественной работой, вообще забывали о штатных обязанностях.

Когда монополии государства пришел конец, должностную инструкцию, по образному выражению руководителя консалтинговой компании 'Добрый знак' Веры Хомичевской, как ребенка, 'выплеснули вместе с водой советской плановой экономики'. Зато появились профессии и должности - например, директор по логистике, медиапланер, мерчендайзер, - которые доселе не значились в списках тарифно-квалификационных справочников.

В 90-е, с началом массового предпринимательства, в большинстве коммерческих организаций должностные инструкции оказались и вовсе забыты. Круг обязанностей сотрудников, как правило, очерчивался устно. И мог меняться ежедневно. Времени на то, чтобы готовить такие бумаги, ни у кого не хватало. Да никто и не требовал, чтобы эти бумаги были.

Вера Хомичевская согласна: российскому бизнесу в условиях роста и становления тогда было не до упорядочения бизнес-процессов. А значит, и не до инструкций. 'Сами посудите, о каких регламентах могла идти речь, если для того, чтобы получить прибыль или хотя бы деньги на зарплату сотрудникам, эти самые сотрудники должны были кидаться на любые амбразуры, затыкать все мыслимые и немыслимые бреши! Тратить время на описание спонтанно (а порой на короткий срок) возникающих бизнес-процессов в такой обстановке? Да это было непозволительной роскошью! Кроме того, чрезмерное внимание к внутренним документам запросто могло привести любое предприятие в положение оверкиль!'

В изрядно подзабытые уже годы сам факт получения работы (и, если повезет, достойной зарплаты) в негосударственном секторе заранее и безусловно оправдывал ненормированный рабочий день, отсутствие четких должностных обязанностей и инструкций. Но все меняется:
Нужная вещь

Российский рынок труда уже стал рынком кандидатов, а не работодателей. Соискателей сегодня меньше, чем требуется, а компании, нуждающиеся в квалифицированном персонале, стремятся в максимальной степени мотивировать сотрудников. Так вот, один из способов добиться этого - тщательно проработанные и существующие в виде документов (а не пожеланий или вербальных описаний) инструкции. И дело не только в том, что визит Трудовой инспекции может повлечь за собой определенные неприятности. Скорее, главная задача возрождаемого пласта управленческих документов - обеспечить большую прозрачность трудового процесса. Инструкции и нормативы фиксируют 'правила игры', при соблюдении которых работники чувствуют себя уверенно, а руководство получает куда более эффективные рычаги управления.  

БК